Костная мука и фарфор: что и как их связывает?

Автор:

8 октября 2018

Костная мука считается ценным органическим удобрением, но мало кто знает, что ее также добавляют в смеси, из которых производится фарфор, различные статуэтки. Как появилась костяная керамика, кто изобрел формулу фарфоровой массы? Какие свойства костная мука придает готовым изделиям? В чем различия обычной керамики от костяной?

История костяного фарфора

Костяная королевская керамика – синоним достатка, роскоши. Считается, что те, кто ее покупает, обладают врожденным чувством вкуса, стиля, становятся обладателями уникальных изделий. Какая родословная у костяного фарфора? Почему часто его отождествляют с Англией, а отнюдь не с Китаем?

Безусловно, родиной фарфора традиционно считается Китай, где более семи тысячелетий назад был изобретен уникальный материал под названием «яичная скорлупа». Секреты изготовления глиняной массы для выпуска посуды, предметов быта хранился китайскими мастерами в строжайшей тайне. Малейшая утечка информации каралась смертной казнью. Тем не менее, спустя некоторое время рецептура все же поникла в Японию. Японские гончары также хранили технологию в секрете, передавая тонкости гончарного дела из уст в уста от мастера к ученику.

Кстати! По разным данным археологов, исследователей старины костный фарфор был изобретен в Китае примерно в III-VI вв. Из белоснежной керамической массы выпускали тонкостенные сервизы, кухонную утварь, большие интерьерные вазы. Фарфоровые изделия расписывались вручную, считались предметами роскоши, которые могли позволить себе только представители высших сословий.

Необычайно красивые тонкостенные изделия из Востока в Европе ценились на вес золота. Привлекали изящной формой, молочной сияющей белизной, тончайшими прозрачными стенками, тем, что мелодично звенели при малейшем постукивании. Не удивительно, что секрет изготовления восточного фарфора не одно столетие бередил умы европейцев, порождая массу легенд и мифов. Европейские ученые на протяжении веков безуспешно пытались разгадать формулу восточной керамики. Тем не менее, свой костяной фарфор все же появился в Европе, Америке, но только в XVIII веке.

  • Впервые нечто похожее на китайскую керамику удалось получить в 1575 году гончарам герцога Франческо I ди Медичи из Тосканы. Флорентийские мастера гончарного дела добавили к глине стекло, попытавшись изготовить из массы изделие.
  • К сожалению, попытки не увенчались успехом. Посуда внешне казалась прочной, но в итоге зачастую разрушалась на этапе обжига. Если же и удавалось закончить процесс обжигания без эксцессов, после готовое изделие раскалывалось от механического воздействия, перепадов температур.
  • Однако европейские изобретатели не останавливались на достигнутом, продолжая искать аналог формулы китайской каолиновой смеси. Бесчисленные попытки увенчались успехом. В 1748 году первый европейский костный фарфор удалось получить технологу и изобретателю, англичанину Томасу Фраю.

Его величество, английский фарфор

Томас Фрай по национальности был ирландцем. В Англию он приехал как художник, но судьба распорядилась по своему. На деле портретист по приезду в Туманный Альбион стал работать менеджером гончарных мастерских в городке Боу, графстве Девоншир. Здесь он на практике столкнулся с технологией изготовления глиняной кухонной утвари, столовых сервизов.

  • Однажды, во время работы со столярным клеем предприимчивый ирландец заметил, что если добавить к нему костную золу, полученная масса после затвердения становится чрезвычайно прочной, белой, как фарфор.
  • Тогда Фрай подумал, почему бы не добавить к фарфоровому тесту или шликеру обожженную костяную муку из перемолотых костей, жил домашних животных. Так миру явился белоснежный английский фарфор, который был запатентован Томасом Фраем.

Чуть позже рецептуру Фрая усовершенствовал и доработал Джозайя Споуд. Он был самым талантливым учеником известного английского мастера керамического дела Томаса Уилдона. По его рецептуре фарфоровая масса содержала не менее 50% костяной обожженной муки. Изделия из такой смеси получались необычайно тонкими, легкими, белоснежными, ближе всего напоминали знаменитый китайский фарфор.

В XIX веке костяной английский фарфор быстро стал востребованным, популярным в Европе. И не только потому, что отличался высокой прочностью, качеством, прозрачностью, белизной.

  • Во-первых, на тот момент пошлины, на товар, ввозимый из Китая, были очень высокими. Завозить керамику с Востока стало дороже, чем производить свою, европейскую. Пусть английский фарфор и не был точной копией китайского, зато по прочности, красоте, другим характеристикам был ничем не хуже прародителя.
  • Во-вторых, промышленный, серийный выпуск керамики получил активную поддержку принца Уэльского. Британский монарх способствовал тому, чтобы в стране строились фабрики по производству керамики, росло число специалистов, владеющих мастерством.

Что касается Джозайи Споуда, пусть ему и не удалось досконально сымитировать китайский фарфор, тем не менее, именно ему принадлежит формула не менее уникального материала. Удивительно, но факт, что несколько дополненный базовый вариант смеси изобретательного британца используется при выпуске английской костной керамики, по сей день.

Императорский фарфор из России

В России выпуск тонкостенной посуды из каолиновой массы с добавлением костной муки был налажен на Ломоносовском фарфоровом заводе. Предприятие было основано в 1744 году в г. Санкт-Петербург, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. Формулу керамической смеси, по качеству не уступающей восточным, саксонским аналогам, изобрел Дмитрий Иванович Виноградов, соученик и друг Михаила Васильевича Ломоносова. На момент основания фарфорового завода (тогда – Невской порцелиновой мануфактуры), молодому инженеру было всего 24 года. Это не помешало ему, начав практически с нуля, разработать свою технологию костяного фарфора.

Виноградов стал изобретать рецептуру керамической смеси на основании обрывочных сведений, полученных от гончаров из Европы. Он лично проводил опыты, пробуя смешивать ингредиенты в разных пропорциях. В результате долгих трудов Виноградову удалось:

  • разработать свою рецептуру, технологию обогащения фарфоровой массы минералами;
  • сконструировать печи для обжига, найдя оптимальное топливо, установив параметры, режим термической обработки керамической массы;
  • изобрести собственную рецептуру глазури, пигментов для подглазурной и надглазурной росписи.

Благодаря неутомимому инженеру Ломоносовский фарфоровый завод по сей день производит уникальные костяные керамические изделия, пользующиеся популярностью не только в России, но и во всем мире.

Японская и китайская керамика

Технология производства английского костяного фарфора распространилась по всему миру, включая Китай, Японию, другие страны Азии. Восточные мастера несколько модифицировали европейскую формулу. Меняя количество костяного порошка в керамической массе они разработали свою технологию, по которой производят керамику и по сей день. Японская, китайская керамика отличается удивительной белизной, прозрачностью, при этом невероятно прочная, устойчивая к перепадам температур. При надлежащем уходе, бережном использовании прослужит владельцу не одно десятилетие.

Состав костяной смеси

Костяной фарфор считается разновидностью фриттованного мягкого фарфора, причем каждый производитель хранит состав смеси в секрете. В общих чертах состав костяной керамической массы для выпуска посуды, статуэток содержит:

  • 25% каолина – белоснежной глины особого сорта;
  • примерно столько же шпата, смешанного с кварцевыми добавками;
  • 35-50% – это пережженные, доведенные до состояния пепла кости крупного рогатого скота.

Для получения пепла, кости для удаления клея подвергают термической обработки, после нагревают до t +1000оС. Это необходимо для того, чтобы выжечь из кости органические структуры, получить сырье для изготовления чистейшей костной муки или золы, на 85% состоящей из фосфорнокислого кальция.

Именно истертая в порошок пережженная костная масса позволяет изготавливать посуду, статуэтки, которые, несмотря на кажущуюся хрупкость, получаются прочными, устойчивыми к перепадам температур, механическим повреждениям. Причем чем выше процент содержания золы, тем прозрачнее, светлее, прочнее выходят готовые изделия.

Полезно знать! Сегодня чтобы получить костный пепел не истребляют крупный рогатый скот в большом количестве. Вместо этого изобрели технологию, позволяющую получать фосфат кальция из сырья минерального происхождения.

Технология изготовления костяных изделий

  • Готовой фарфоровой массой заливают специальные формы, которые после заполнения начинают вращать с большой скоростью. Это необходимо, чтобы частички сырья равномерно осели на стенках, целиком заполнили мельчайшие детали формы.
  • После формовки заготовки или слепки извлекают. По размерам они несколько больше готовых предметов, но уже на этом этапе имеют характерный молочный цвет.
  • Статуэтки обычно изготавливают целиком, в посуде же такие мелкие фрагменты как носик, ручки, декор, фигурные элементы отливаются отдельно. Перед обжигом их приклеивают вручную к заготовке, тщательно затирая кисточками, мокрыми губками швы, стыки, кромки.
  • После заготовки подвергают обжигу при t до +1200-1300оС. В зависимости от технологии обжигать могут 2-3 раза. Это необходимо чтобы из заготовки по максимуму испарилась вода, вследствие чего она становится на 14-15% меньше первоначального объема.

После первого обжига изделия внимательно осматривают на предмет наличия трещин, наплывов, других деформаций. Если все в норме, покрывают специальной глазурью, отправляют на повторный обжиг при t +1050-1100оС.

Кстати! Если хотят получить предметы с подглазурной росписью, заготовки перед глазированием, вторым обжигом дополнительно декорируют (расписывают). Если нет, роспись делают уже после второго обжига, поверх тончайшего слоя глазури.

После второго обжига изделие обретает характерный приятный и теплый бело-молочный цвет с характерным глянцем. Если предполагается декорирование, далее расписывается вручную, исключительно натуральными красками на основе минеральных пигментов.

Некоторые производители украшают готовые предметы деколью. Что это такое?

  • Деколь – специальные картинки, переводимые на фарфоровую поверхность вручную.
  • Картинки изготавливают по особой технологии с использованием специальных красителей.
  • Когда рисунок нанесен, изделия вновь подвергают обжигу при t +900оС. Это необходимо для того, чтобы декор прочно держался, как бы вжился в глазурь.

Чем костный фарфор отличается от обычного

  • Основное различие состоит в составе керамической массы.
  • Костная зола обеспечивает готовой керамике особую прочность, позволяя выпускать предметы с очень тонкими стенками, слегка просвечивающими на свету.
  • Фарфор с добавлением костной золы отличается особенной молочной белизной, гладкостью, утонченностью.
  • При постукивании о стенки деревянной палочкой слышен мелодичный, приятный звук.
  • Из каолиновой массы с костной мукой изготавливают чайные, столовые сервизы, вазы, статуэтки, другие предметы декора, интерьерные изделия.
  • Большинство изделий из костной керамической массы – результат ручного труда, тогда как продукция из обычного фарфора серийная. Рисунок также наносится вручную, что можно заметить по слегка неровным мазкам.

Есть ли минусы у костяного фарфора? Предметы прочны, но нуждаются в особом уходе, что сбережет внешнюю красоту, продлит срок службы. Их стоимость на порядок выше, чем у предметов из других видов фарфора.

Правила ухода, хранения

Костяные фарфоровые изделия нуждаются в особом уходе.

  • Мыть их рекомендуется в воде чуть теплой или комнатной температуры. Использовать кипяток строго запрещено!
  • Для удаления загрязнений, пыли поверхность рекомендуется протирать мягкими, увлажненными салфетками. В конце вытереть насухо сухой салфеткой, чтобы от влаги не появились разводы.
  • Категорически воспрещается использовать для этих целей жесткие губки, мочалки, агрессивные моющие средства, порошки, различные абразивы. Иначе глянцевая поверхность предметов станет поцарапанной, рисунок испортиться, утратит яркость красок.

Изделия из костного фарфора не выносят резких перепадов температур. Например, категорически воспрещено нагревать, помещать в холодильник, на открытый воздух во время мороза. Перед тем, как наливать в костяную посуду что-то горячее рекомендуется вначале прогреть стенки горячей водой. Чашки, тарелки, другие предметы из костяного фарфора не рекомендуется двигать по столу, другим предметам. В противном случае неизбежны царапины, трещины, сколы.

Где хранить уникальные изделия из костной керамики? Лучшим вариантом будут ящики, полки со стеклянными дверцами. Это поможет избежать случайных падений предметов, при этом ничто не помешает ежедневно пользоваться, любоваться ими. Мебель, полка, где располагаются костяные изделия, не должны находиться рядом с открытым огнем, над газовой плитой, камином, радиатором отопления. Иначе красивая, нежная керамика со временем пожелтеет, может деформироваться.

Купленным фарфоровым предметам стоит выделить полку, шкафчик, где достаточно свободного места. Лучше, когда они стоят, не соприкасаясь друг с другом. Тем более нельзя ставить их один на другой, допускать ситуаций, когда на одном блюдце находится 2-3, более чашек.

В нашем интернет-магазине «Золотой Дракон» также есть изделия из уникального костного фарфора, а именно – статуэтки «Дракон с жемчужиной», «Лао Чунь», «5 хотеев» и другие. Заказать их Вы можете в разделе «Фигурки и украшения», в подкатегории «Фигурки». Онлайн каталог содержит много других товаров, которые наверняка понравятся и точно пригодятся.

На этой странице представлен огромный выбор средств из серии «Косметика и уход». Всегда можно заказать бальзамы и кондиционеры для волос, гели для лица, скрабы и пилинги, антицеллюлитные средства.

По ссылке найдете все, что необходимо для ароматериапии, включая различные благовония, эфирные масла. Если интересуют товары для здоровья, посетите этот раздел. Здесь всегда сможете заказать БАДы, все для аккупунктуры и массажа, китайские пластыри, многое другое.